ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ЛИЧНОСТНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В.В. Васильева

СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8

 

Ещё вчерашний студент, сегодня выпускник, иногда, пребывает в растерянности или в страхе. Что дальше? Как дальше? – задает он себе вопрос. Каждый педагог для себя пытается определить грань, каким он должен быть, чтобы уметь заинтересовать слушающую тебя аудиторию, быть понятым и принятым. Какими качествами личности должен обладать?

Зачастую исследователи отмечают проблемунеготовности студентом определить содержание своего профессионально – личностного образа. Решение данной проблемы, на мой взгляд, лежит в создании благоприятных условий для формирования у студента, как будущего педагога, характеристик, необходимых для индивидуального педагогического стиля (эмоционального, стиля общения), мировоззренческих установок и нравственных качеств, которые определяют его «мотивационное ядро». Также задача состоит в том, чтобы сформировать у студента блок личностных качеств, входящих в личностную компетентность будущего педагога:

  1. общечеловеческие ценности (высокая нравственность, справедливость, честность, беспристрастность, любовь к детям, стремление к духовному и интеллектуальному саморазвитию);
  2. качества, характеризующие будущего педагога, как психологически грамотного человека (навыки самопознания, самоконтроля, плодотворного общения, т.е. межличностного взаимодействия, работы в сотрудничестве, здоровье сберегающее поведение).

Проблемы, которые могут возникнуть у студентов, - это непринятие и нежелание поверить в свою разносторонность, и подчас желание действовать в узких ограниченных рамках. Моя задача как преподавателя заключается в том, чтобы сформировать у студента такие инвариантные признаки личностной компетентности, как:

  1. способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально – педагогической ситуации;
  2. умение находить нестандартные решения профессионально – педагогических задач,

а также создать условиядля формирования студентами субъективного нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности.

Не менее важно в профессии педагога, получения удовольствия от своей деятельности, ощущения необходимости в пребывании и реализации себя в ней, видении постоянно новых возможностей и свершение их, стремления к саморегуляции, самоопределению, саморазвитию и творческой самореализации.

Многие сегодняшние студенты не всегда видят перспективность своей будущей профессии, не всегда правильно оценивает и расставляет приоритеты, не всегда для себя определяет ценность данной профессии.

Исходя, из вышесказанного, главным в подготовке будущих педагогов является формирование:

  1. личностных качеств, способствующих самоактуализации личности;
  2. качеств, обеспечивающих устойчивую профессиональную позицию педагога, а именно мотивационное стремление к непрерывному профессиональному самообразованию, самопознанию, самокритичности, инициативности, креативности, чувства собственного достоинства,

а также в создании благоприятных условий, способствующих развитию у студента профессионально – личностной рефлексии.

Еще одной трудностьюстудентов, является то, что в сфере делового общения он не всегда может раскрыть все свои коммуникативные свойства личности, включающие в себя коммуникативные способности, знаний, умений, навыков и социальный опыт в силу различных социально – психологических ситуаций.

В данном случае моя деятельность заключается в приобщении студента, как будущего педагога к выполнению правил и требований, являющихся составляющими коммуникативной компетентности. Наиболее значимыми из них являются:

  1. сообщаемая мысль должна быть понятна самому себе и окружающим;
  2. в своих высказываниях студент должен соблюдать правило конкретности;
  3. самоконтроль над невербальными сигналами;
  4. студент должен усвоить, что его точка зрения может быть ошибочной, уметь признавать собственную неправоту и варьировать свою точку зрения в зависимости от вновь сложившихся обстоятельств;
  5. студент должен понимать, что одно из основных условий эффективной коммуникации является активное и конструктивное слушание с элементами обратной связи.

Анализ собственного опыта и психолого – педагогической литературы позволили мне выделить условия эффективного формирования личностной и коммуникативной компетентности будущего педагога:

  1. включение студентов в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;
  2. организация творческого сотрудничества посредством решения социально – психологических задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, анализ педагогических ситуаций, подготовка сообщений докладов и др.);
  3. предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт;
  4. развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;
  5. активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
  6. создание на учебном занятии ситуации успеха.

Личностное развитие студента как субъекта деятельности активизируется посредством реализации следующих аспектов:

  1. проблематизации содержания учебного занятия;
  2. совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения;
  3. создания эмоционального фона на уроке;
  4. постоянной рефлексии.

Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенту представляется возможность:

  1. отстаивать своё мнение;
  2. участвовать в дискуссиях;
  3. выступать в роли преподавателя;
  4. выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;
  5. работать в микрогруппе.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у студентов адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности студентов, развивать личную активность и коммуникативность приводящие будущего специалиста к достижению результата.

Наиболее эффективные для формирования личностной и коммуникативной компетентности будущего педагога: проблемная лекция, дискуссия, деловая игра, семинары, практические работы. Важное место в формировании будущего специалиста играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь студентов, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в заседаниях проблемных групп, семинарах для преподавателей базовых школ, в научно-практических конференциях.

Показателем эффективности своей педагогической деятельности мы считаем следующие результаты:

  1. умение студентов анализировать свою педагогическую деятельность с целью совершенствования профессионально-личностных качеств;
  2. положительная динамика уровня готовности студентов к дальнейшему самообразованию и самореализации в сфере профессиональной деятельности.

Перспективу направления своей профессиональной деятельности выражу словами известного педагога М.П. Щетинина: «Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Она требует постоянного творчества. Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра - новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего».

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.