МОТИВАЦИЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Д.А. Груздева

М.В. Чабан

ГБДОУ детский сад № 49

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Совершенствование и модернизация всех сторон образовательного процесса в детском саду возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений развития качества образования и воспитания. Прежде всего, это касается развития кадрового потенциала образовательной организации. Всем нам известно понятие “профессиональный стандарт”, в соответствии с которым специалист должен обладать определенным набором профессиональных качеств. Но что же все-таки способствует успешному профессиональному становлению педагога? Ответ лежит в его психологических особенностях, а именно в склонностях к той или иной деятельности, его потребностях, мотивах его поведения, установках и ценностях. Именно мотивы, желания, ценностные ориентиры осознанно побуждают человека к определенному действию. Особое значение этому руководитель должен уделять в тот момент, когда на работу приходит молодой специалист. Вопрос мотивации любой деятельности для руководителя всегда являлся актуальным. Разберем подробно, какой же мотивацией должен обладать молодой педагог для дальнейшего успешного становления его как профессионала.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. В данной статье мы не будем говорить о мотивах и причинах выбора человеком педагогической деятельности. Выбор уже сделан. Мы остановимся на мотивационных составляющих деятельности, способствующих успешной адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности и дальнейшей реализации себя как педагога – мастера своего дела.

Вхождение в профессию – это своего рода врастание в некоторую роль, которая предопределяет дальнейший стиль и образ жизни человека. Ощущение счастья, общая удовлетворенность в значительной мере зависят от того, насколько посредством профессиональной деятельности насыщаются фундаментальные потребности человека: потребность в творческой самореализации, понимании и признании значимыми людьми, в саморазвитии и т.д. При этом жизненные цели и смыслы должны совпадать с видением себя как специалиста, с моделью «я – педагог». Если эти ориентации не совпадают, то личность не сможет достичь истинной целостности и зрелости. Поэтому очень важно, чтоб у человека было единство личностного и профессионального развития. Если профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлением, то профессиональная деятельность в дальнейшем должна стать одной из жизненных ценностей. При этих условиях можно ожидать, что в будущем у молодого педагога сформируется ценностное отношение к профессиональной деятельности.

В педагогике есть понятие – профессиональная готовность. Это и психологическая, физиологическая готовность, и научно-теоретическая, практическая готовность. Молодой педагог должен быть готов к профессиональной педагогической деятельности. Готов – значит: обладает должными знаниями, профессиональными компетенциями, набором определенных психических и физических качеств, в том числе имеет положительную мотивацию на успех и необходимые ценностные ориентации.

На успешную адаптацию и последующую реализацию молодого педагога в образовательной организации влияют субъективные и объективные факторы. К первым относятся: позитивный эмоциональный настрой, высокая работоспособность, социальная активность, хорошее психическое и физическое самочувствие, потребность и способность любить детей, развитая эмпатия, высокая духовная культура, нравственность, ответственность, творческий потенциал, потребность в постоянном саморазвитии, установка и мотивация на успешную профессиональную деятельность, желание работать с детьми. Именно таким видит работодатель молодого специалиста в дошкольной образовательной организации. К объективным факторам относятся: стиль руководства образовательной организацией, материально-технические условия, единство сложившегося педагогического коллектива [1]. Безусловно, что все эти факторы являются взаимосвязанными в становлении педагога как профессионала, но в данной статье речь пойдет об одном из субъективных факторов, а именно об установке и мотивации молодого педагога как залоге успешной профессиональной деятельности.

В основе успешной реализации педагога как профессионала следует выделить наличие направленности и интереса педагога к своей профессии. Оно находит выражение в положительном отношении к детям, родителям, коллегам и педагогической деятельности в целом.

Трудности, с которыми, на наш взгляд, чаще все сталкивается молодой педагог в начале своего профессионального пути:

  1. Управлением детским коллективом, привлечение и удержание внимания детей.
  2. Стать для детей значимым взрослым.
  3. Овладение практическими навыками педагогической деятельности, педагогическими технологиями и методиками.

Успех преодоления этих и других проблем зависит от положительной мотивации педагога на их решение. Ведь именно мотивация позволяет человеку не стоять на месте, а двигаться вперед и развиваться, а значит, и решать все проблемы и трудности, встречающиеся на его пути. Для успешной педагогической деятельности очень важно, чтобы эта деятельность из цели превратилась в мотив. Мотив – это то, что побуждает человека к определенным действиям. Деятельность должна перестать быть целью, она должна стать непосредственным мотивом, то есть побуждать человека. В идеале цель педагогической деятельности должна совпадать с ее мотивами. В таком случае педагог будет работать плодотворно, активно, с увлечением. Если же цель не совпадает с мотивом, то и работа будет в тягость, с неизбежным нервным напряжением, что не дает положительных результатов.

Подразделение мотивов на ведущие и ситуативные, внешние и внутренние предполагает их переплетение, где одни не исключают других. Педагогическая деятельность, по сути, является полимотивированной. То есть воспитатель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, и в тоже время ради удовлетворения своих потребностей, например, в признании, творчестве и пр.

Одной из основных мотивационных составляющих педагогической деятельности является наличие познавательной направленности личности, то есть потребности в саморазвитии, в знаниях и самообразовании. Стремление к образованию и познание окружающего мира есть основа духовного развития личности. Поэтому так важно молодому педагогу постоянно заниматься образованием. Не просто образованием, а именно непрерывным образованием. Это целая система, которая должна реализовываться в образовательной организации. В систему непрерывного образования входят: образование (высшее или средне- специальное педагогическое), курсы повышения квалификации (в соответствии с законом об образовании не реже одного раза в три года) и самообразование: семинары, конференции, мастер-классы, консультации, изучение передового опыта педагогической работы, изучение нормативных документов, различных исследований в области педагогики и детской психологии. Но мало того – он должен постоянно расти духовно, самосовершенствоваться, работать над собой, развивать познавательную активность. А это значит: стремиться к учению, интенсивно использовать свою мыслительную деятельность, анализировать каждую педагогическую ситуацию, осознавать ее как познавательную проблему и искать возможные пути практического решения, руководствоваться в своей работе принципом «подвергай всё сомнению», не использовать стереотипные и шаблонные формы поведения. Только при условии, если эти потребности естественны для педагога, и он действительно испытывает их, находясь на профессиональном пути, педагог будет в дальнейшем развиваться. Процесс решения педагогических задач есть ни что иное как педагогическое творчество. Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер, то потребность в профессиональной самореализации обуславливается степенью творческого потенциала личности. Это важнейшая характеристика личности педагога, которая отражает своеобразие педагогического подхода и стиля деятельности. Способность решать специально подобранные задачи, направленные на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, преодоление стереотипов, классификация, оценка и т.п.) является важнейшим условием для развития творческого потенциала педагога. В качестве таких задач могут выступать: задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в типичной знакомой ситуации, на комбинирование новых способов деятельности из известных, на анализ педагогических фактов и явлений и прочее. Педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога. Только постоянно стремясь к повышению своей квалификации, пополнению знаний и изучению опыта можно полностью раскрыть свой творческий потенциал.

В результате подобной работы над собой неизбежно формируется главное умение педагога, обеспечивающее успех педагогической деятельности – умение решать педагогические задачи, учитывая и оценивая итоги своей деятельности. Данное умение определяется как рефлексивное умение, которое реализуется путем самоанализа и анализа хода педагогического процесса, своих действий. Оно позволяет рационально и объективно анализировать свои суждения, поступки и деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Самоанализ собственной деятельности включает анализ:

- правильности постановки целей, конкретных задач;

- соответствия содержания деятельности поставленным задачам;

- эффективности применяющихся методов, приемов, технологий и средств педагогической деятельности;

- соответствия методов, средств и содержания педагогической деятельности возрастным особенностям воспитанников;

- успехов, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных целей и задач, их причины;

- опыта своей педагогической деятельности в целом, а также в соотношении с существующими научными разработками и требованиями.

Рефлексия – это не просто умение анализировать себя и свою деятельность, но и развитие понимания того, каким его видят участники образовательного процесса: коллеги, родители и сами воспитанники. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что каждый руководитель образовательной организации должен знать о существовании такого внутреннего мотивационного фактора как потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, придавая ему большую значимость и считая самым важным в профессиональном росте педагога. Так А.С. Макаренко был убежден, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так и должен и может быть известным мастером педагог… И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, - зависит от собственного напора» [1].

Если руководитель действительно заинтересован в том, чтобы молодой педагог вырос в профессионала своего дела, ему необходимо не только наблюдать за результатами работы педагога, но и изучать его психические состояния и мотивацию. Изучение мотивационной сферы, характера потребностей и мотивов человека наиболее успешно осуществляется с помощью проективных методик (рисуночные проективные методики, проективная методика Люшера, Роршаха, ТАТ – тематический тест апперцепции) в сочетании с опросниками и методиками субъективного шкалирования [2]:

-                   Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей;

-                   Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

-                   Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;

-                   Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;

-                   Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

-                   Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свободу – власть», «труд – деньги».

Данный набор методик является примерным и не исчерпывающим. Безусловно, что диагностику должен проводить специалист, имеющий соответствующие знания и подготовку в этой области.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что молодого педагога необходимо обязательно мотивировать. Мотивация может быть внешней: денежный эквивалент (премии, надбавки, выплаты), создание перспективы профессионального роста. А также создавать условия для развития внутренней мотивации: создавать условия для всевозможного повышения профессиональной компетентности молодого педагога, для реализации его творческого потенциала и инициативы, поднимать авторитет молодого педагога в коллективе, формировать положительный микроклимат в коллективе, формировать позитивную самооценку педагогом своей профессиональной деятельности (то есть создавать атмосферу профессионального успеха), обеспечение свободы творческого решения педагогических задач [3]. Для того, чтобы молодой педагог по-настоящему включился в свою работу, необходимо, чтоб поставленные задачи перед ним были не только понятны ему, но и приняты им. То есть профессия должна приобрести значимость для педагога.

Современный педагог – это личность заинтересованная, это не просто информатор, друг, диктатор, советчик, а вдохновитель. Педагог должен вдохновлять детей – стремиться их увлечь, заразить своими положительными эмоциями и чувствами. Профессионализм педагога – есть результат индивидуальной, целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянное повышение своей научно-методической подготовки. Это тот результат, к которому должен стремиться молодой педагог. А руководитель его поддерживать.

Список литературы:

  1. Педагог: профессия и личность. / Котова И.Б., Шиянов Е.Н. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.
  2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко – Ростов и/Д: Феникс, 2005.
  3. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. / Веселова Т.Б. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.