К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Побережная

к.п.н. Т.О. Иванова

СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»

 

На современном этапе развития педагогического колледжа актуальным является вопрос подготовки будущих педагогов к успешному вхождению в профессиональную деятельность.

Эффективность данного процесса во многом зависит от того, насколько интересы отдельной личности не противоречат интересам всего общества и каждый член общества не только стремится к личной выгоде, но и думает о благополучии того общества, той страны, в которой он живет. Другими словами, от степени стремления молодого человека к достойному положению в обществе.

Данная цель является одной из глобальных целей личности, вершиной в выстроенной модели соподчиненных целей под условным названием «дерево целей». Рассмотрение данной модели позволяет выделить критерии успешной адаптации молодых специалистов в профессиональную деятельность и на этой основе обеспечить успешное вхождение в педагогическую профессию выпускников педагогического колледжа.

Известно, что успешность процесса социально-профессиональной адаптации напрямую зависит от набора теоретических знаний, практических умений, навыков, практического опыта необходимых для будущей профессиональной деятельности. Важны личностно-психологические характеристики человека (организаторские способности, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свои действия и т.д.). Необходимым компонентом для успешной профессиональной деятельности педагога являются здоровье и уровень физической подготовленности, которые обеспечивают высокую работоспособность, а также уровень воспитанности и культурной образованности.

В качестве доказательства, дающего обоснование выделенных критериев как критериев для оценки уровня успешной адаптации молодых специалистов в профессиональную деятельность, можно привести результаты беседы с заведующими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – базами педагогической практики Педагогического колледжа № 8.

По мнению заведующих ДОУ, основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности деятельности образовательного учреждения. С точки зрения работодателя, молодые специалисты должны обладать: достаточными теоретическими знаниями и иметь практический опыт организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования, обладать высоким уровнем работоспособности, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокого уровня физической подготовленности, иметь положительные личностно-психологические характеристики, достаточный уровень воспитанности и культурной образованности.

Таким образом, выделенные выше компоненты являются и одними из составляющих качества подготовки специалиста в педагогическом колледже.

При достижении своих целей личность, педагогический колледж, общество, работодатели и государство сталкиваются с различными трудностями и попадают в рисковые ситуации.

В теории рисков риск определяется как возможность возникновения потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческой деятельности; вероятность принятия неверных или непринятия нужных управленческих решений; вероятность получения незапланированных результатов при осуществлении той или иной деятельности [1]. Наступление рискового случая может привести к разным результатам: отрицательному, положительному или нулевому (все прошло так, как было запланировано) [1]. Применительно к рассматриваемому случаю риск будет заключаться в недостижении заинтересованными сторонами целей, зависящих от качества образования. Например, учреждение, принявшее молодого специалиста, не сможет достаточно качественно осуществлять воспитательный и образовательный процессы, вследствие недостаточной квалификации работников. Кроме того, имеется вероятность, что за счет использования колледжами эффективной, постоянно совершенствующейся системы менеджмента качества [1], а также системы прогнозирования будущих запросов потребителей образовательных услуг и выпускников заинтересованные стороны могут получить результаты сверх своих ожиданий. Например, студент (личность) может получить от колледжа гораздо больше полезных знаний, чем рассчитывал при поступлении. Из сказанного можно сделать вывод, что риск в области системы СПО следует отнести к разряду спекулятивных рисков (т.к. при преобладающем отрицательном и нулевом результате все же возможен положительный исход в достижении намеченных целей) [2]. В дальнейшем будем рассматривать только негативные составляющие рисков для заинтересованных сторон, как наиболее вероятные и остро ощутимые в случае их наступления.

У каждой из заинтересованных в качестве подготовки специалистов сторон имеются свои риски в соответствии с преследуемыми ими и заявляемыми потребностями. Для личности, получающей образование с целью занять достойное положение в обществе, можно выделить следующие потенциальные риски того, что в процессе обучения у личности:

-                   не сформируется необходимая для практической деятельности теоретическая база;

-                   не накопится достаточный практический опыт использования теоретических знаний;

-                   не будут приобретены и в достаточной степени не разовьются психологические качества, необходимые для работы;

-                   не будет повышен общий культурный уровень (эрудиция, область интересов, воспитанность и т. д.);

-                   не будет сохранено или укреплено здоровье или повышен уровень физической подготовленности.

Перечисленные риски соответствуют самым нижним «ветвям» деревьев целей и влекут за собой риски более высоких уровней.

Образовательным учреждениям приходится сталкиваться со следующими рисками:

-                   недостаточное количество высококвалифицированных и талантливых преподавателей;

-                   невозможность обеспечить необходимое финансирование образовательной деятельности;

-                   невозможность обеспечить студентов современной литературой;

-                   невозможность обеспечить современную материально-техническую базу достаточного объема;

-                   недостаточно высокий начальный уровень абитуриентов;

-                   невозможность создать благоприятные условия для активной научной, практической, общественной, культурной и спортивной деятельности;

-                   неудачи в налаживании связей с предприятиями для организации практической подготовки студентов и слабость программ практической подготовки в самом образовательном учреждении;

-                   несоответствие применяемого образовательным учреждением учебно-методического обеспечения образовательного процесса современным требованиям.

Рассмотренные выше риски образовательным учреждений являются рисками обеспечения учебного процесса. Но, педагогический колледж также сталкивается с ситуацией, когда, несмотря на совершенную систему ресурсного обеспечения, результат оказывается неудовлетворительным. Возникает риск несоответствия результативности вкладываемым средствам. Это во многом зависит от внешних неподконтрольных факторов: характеристик каждой конкретной личности, окружающей социальной среды и пр.

Все перечисленные выше риски взаимосвязаны, поскольку цели заинтересованных сторон в области качества подготовки специалистов также пересекаются.

Для того, чтобы снизить риски, необходимо разработать методику сбора информации для расчета показателей рисков; осуществить сбор данных (возможно, за несколько лет); рассчитать показатели степени рисков на основе реальных данных; провести интерпретацию результатов расчета (определить важность каждого риска и степень соответствующей угрозы). В зависимости от величины и значимости каждого из рисков необходимо предложить способы их устранения или снижения и, проведя соответствующие мероприятия, оценить их эффективность.

Минимизация рисков позволит, в свою очередь, выделенные критерии оценки успешной адаптации в профессиональную деятельность молодого специалиста, а именно: качественное образование; личностные и профессиональные качества человека; вовлечение молодого специалиста в процесс культурного, научного, физического совершенствования; самообразование молодого специалиста; заработная плата молодого специалиста достаточно информативными.

 

Список литературы:

  1. Губарев В. В. Системное представление качества образования //Стандарты и качество. 2012. N 4. С. 30-35.
  2. Никитина Н. Ш., Валеев М. А, Щеглов П. Е. Управление качеством образования. Системный подход // Системы управления качеством: проектирование, организация, методология: Материалы X симпозиума "Квалиметрия человека и образования: методология и практика". Кн. 4 / Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезневой и д-ра филос. и экон. наук А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. С. 17-29.

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.