Изучение степени удовлетворенности профессиональной деятельностью выпускников педагогического колледжа

Гусева Татьяна Александровна, к.п.н.

СПБ ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

 

Удовлетворенность понимается как отношение субъекта к выполняемой деятельности и осуществляет долгосрочную оценочную функцию. На основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение (Е.П. Ильин, 2002).

Для выявления степени удовлетворенности или неудовлетворенности специалистов по физической культуре дошкольников своей профессией и различными сторонами профессиональной деятельности использовалась модифицированная методика, разработанная Н.В. Журиным и Е.П. Ильиным (2002).

В опросе приняли участие 72 специалиста по физической культуре дошкольников, выпускников педагогического колледжа, с различным стажем профессиональной деятельности (от 1 года до 10 лет).33% выпускников имеют стаж работы от 1 до 2 лет, 50%  - от 3 до 5 лет, 17% - от 6 до 10 лет.

Анализ полученных данных показал, что 30% опрошенных полностью удовлетворены выбранной профессией, 42% выпускников имеют  среднюю степень и 28% низкую степень удовлетворенности профессией.

В ходе опроса не было выявлено ни одного выпускника, который был бы полностью не удовлетворён выбранной профессией «Руководитель физического воспитания дошкольного учреждения». При этом независимо от стажа работы, большинство выпускников удовлетворено достигаемыми результатами в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей, взаимоотношениями с администрацией дошкольного образовательного учреждения, с воспитанниками и с коллегами по работе, отношением детей к занятиям физическими упражнениями.

Но вместе с тем, одним из наиболее сложных вопросов для выпускников оказалась работа с родителями по воспитанию здорового дошкольника. Начинающие педагоги со стажем от 1 до 2 лет (50,0%) и выпускники со стажем работы от 3 до 5 лет (25,0%) не знают, как строить взаимоотношения с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, так как нередко родители не понимают, что недостатки семейного воспитания приводят к соматическим и нервно-психическим заболеваниям детей. Уровень знаний и умений родителей по организации здорового образа жизни, укрепления здоровья детей невысок, а интерес к их приобретению часто возникает лишь тогда, когда уже требуется помощь со стороны специалистов (медиков, психологов, педагогов).

Отношением родителей к физкультурно - оздоровительной работе не удовлетворены 41,7%  педагогов со стажем работы от 1 до 2 лет, 50% - со стажем от 3 до 5 лет и 8,3% - со стажем от 6 до 10 лет.

Более 50% специалистов по физической культуре дошкольников с различным стажем профессиональной деятельности удовлетворены отношением к физкультурно - оздоровительной работе педагогического коллектива. Тем не менее, следует отметить, что чем больше стаж работы в дошкольном учреждении, тем меньше выпускники удовлетворены отношением к физкультурно - оздоровительной работе педагогического коллектива: 16,7% педагогов со стажем работы от 1 до 2 лет, 27,8% педагогов со стажем от 3 до 5 лет и 41,7% педагогов со стажем от 6 до 10 лет.

Респонденты отмечают, что педагогический коллектив и администрация равнодушны к их рекомендациям  и очень часто не хотят создавать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы, например, оснащать современным оборудованием спортивные площадки, залы и групповые комнаты дошкольного учреждения.

Все это вынуждает выпускников приспосабливаться к обстоятельствам, чтобы использовать дополнительные возможности для решения задач физического воспитания дошкольников.

Результаты нашего исследования показали, что выпускники адекватно оценивают свою готовность к профессиональной деятельности.

Более детальный анализ содержания результатов анкетирования показывает, что респонденты в период обучения не получили чрезвычайно важных знаний по динамической анатомии, физиологическим закономерностям физического воспитания, педагогическим и психологическим особенностям применения физических упражнений в процессе занятий с детьми дошкольного возраста.

С целью выявления профессиональных затруднений, выпускникам было предложено оценить свои умения по решению профессиональных задач.

Анализ затруднений свидетельствует о том, что выпускники легко справляются с проведением большинства форм работы по физическому воспитанию, но испытывают сложности с проведением физкультурных занятий на воздухе. При организации спортивных праздников сталкиваются с нежеланием сотрудников осуществлять совместные действия по составлению сценария и осуществлению предварительной работы для успешного проведения этой формы работы.

Общей тенденцией является снижение с приобретением педагогического опыта числа лиц, отмечающих наличие затруднений в составлении плана физкультурного занятия и других видов физкультурно-оздоровительной деятельности; в подборе содержания, методов и приемов обучения детей движениям; в регулировании физической нагрузки, соответствующей возрасту ребенка. Особенно это заметно при сравнении этих затруднений у опытных педагогов и молодых специалистов.

Однако по ряду позиций число молодых специалистов, испытывающих затруднения, меньше, чем более опытных. Это умение анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, обобщать результаты диагностики; умение дать самооценку проведенного мероприятия; умение сочетать правильный показ и объяснение на занятиях с учетом возраста.

Выпускникам было предложено указать причины затруднений, возникающих в профессиональной деятельности, выбрав не более одной, из предложенного списка. Опираясь на исследования А.М. Тихонова (1992), причины затруднений были разделены на 2 группы: внешние и внутренние. К внешним были отнесены причины, связанные с профессиональной деятельностью (плохая материальная база, безразличное отношение сотрудников и родителей к физкультурно-оздоровительной работе). К внутренним причинам были отнесены те, которые находятся в самом специалисте по физической культуре дошкольников (недостаток знаний, отсутствие профессионально-педагогических умений и т.п.) и причины, касающиеся качества подготовки в педагогическом колледже (отсутствие базового физкультурного образования, плохая посещаемость занятий, недостаточное количество часов на изучение учебных дисциплин).

Многие отметили, что учились, не сознательно и поняли, что не хватает знаний только тогда, когда вышли на работу. Этот показатель увеличивается вместе со стажем работы: у выпускников со стажем от 1 до 2 лет– 12,5%, у выпускников со стажем работы от 3 до 5 лет – 22,2%, у  выпускников со стажем работы от 6 до 10 лет – 41,6%.

Выпускники (33,3%) со стажем работы более 6 лет, работающие в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, испытывают затруднения в методике проведения занятий с данным контингентом детей, так как особенности методики проведения работы по физическому воспитанию с такими детьми в педагогическом колледже не изучались. 

С целью оптимизации процесса профессиональной подготовки все опрошенные предложили увеличить количество часов на изучение таких тем как, физиология физических упражнений, физкультурно-массовая работа, лечебная физическая культура и массаж, подвижные игры, диагностика физической подготовленности дошкольников. В то же время количество часов на предметы: игровой стретчинг и историю физической культуры, респонденты предложили сократить.

Увеличить количество часов в целом на всю дополнительную подготовку предложили специалисты по физической культуре со стажем от 1 до 2 лет. Выпускники со стажем от 3 до 5 лет считают, что необходимо увеличить количество часов на изучение: гимнастики, работы с родителями, спортивных игр, планирования физкультурно-оздоровительной работы, фитбол-гимнастики. И только выпускники со стажем от 6 до 10 лет считают, что им не хватает знаний по теории и методике физического воспитания дошкольников и поэтому необходимо увеличить количество часов на изучение этой дисциплины.

Для совершенствования программы дополнительной подготовки в педагогическом колледже выпускники предложили включить следующие темы для изучения: адаптивная физическая культура (27,8%); нетрадиционные, современные виды спорта, которым можно обучать детей дошкольного возраста (12,5%); математическая статистика (9,7%), которая необходима для выполнения научно-исследовательской работы на высоком уровне, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ и др.

Но хочется отметить и тот факт, что 23,6% выпускников – специалистов по физической культуре дошкольников считают, что в программу по дополнительной подготовке включены все темы, необходимые для успешного выполнения профессиональных действий.

Анализ полученных результатов по выявлению мнения студентов о наиболее интересных и полезных для профессиональной деятельности дисциплинах показал, что студенты в целом понимают важность изучения всех дисциплин дополнительной подготовки.

Большинство респондентов считают наиболее интересными дисциплины: «Ритмическая гимнастика» (64%), «Подвижные игры» (62%) и «Спортивные игры» (62%), «Физическая культура, спорт и искусство» (61%), «История физической культуры» (58%) и др.

Объясняется это тем, что изучение вышеперечисленных дисциплин связано с использованием современных образовательных технологий, которые способствуют повышению педагогической компетентности специалистов по физической культуре дошкольников, создают более высокую возможность переноса знаний, умений, навыков в опыт профессиональной деятельности.

Меньший интерес, например, к дисциплине «Теория и методика физического воспитания», «Физиология физических упражнений» объясняется тем, что эти дисциплины сложны и изучаются на 1 курсе, т.к. они создают фундамент для профессиональной готовности будущего специалиста. Но, студенты, не приступив к профессиональной деятельности, не видят их практической значимости.

Самой полезной для подготовки к профессии студенты считают дисциплину: «Лечебная физическая культура и массаж» (74%) и др., отмечая, что полученные знания можно будет использовать для решения задачи оздоровления детей дошкольного возраста.

Анализ полученных данных показал, что интерес студентов к отдельным дисциплинам связан с рядом факторов: модой на определенный вид физических упражнений, оснащением, количеством часов на изучение дисциплины, доступностью, применением современных технологий обучения. И чем больше в процессе изучения дисциплин практических, а не лекционных занятий, тем меньше разница между интересом к предмету и осознанием его важности и наоборот.

Таким образом, полученные результаты могут быть использованы для  повышения эффективности обучения студентов в условиях педагогического колледжа.  

 

 

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.