Психолого-педагогическое и методическое сопровождение профессионального становления молодого специалиста

М.Г. Шапковская

ГБДОУ детский сад № 67

Калининского района Санкт-Петербурга

 

Обеспечение качества дошкольного образования напрямую зависит от готовности педагога детского сада компетентно решать профессиональные задачи в условиях реальной профессиональной деятельности. Взаимодействие с субъектами педагогического процесса, проектирование компонентов основной образовательной программы дошкольного образования, проведение процедуры мониторинга, организация развивающей среды в группе – вот далеко не полный перечень тех направлений работы, которые реализует современный дошкольный работник.

Изменчивость нормативно-правовых основ педагогического процесса, непостоянство образовательных запросов родителей, рассогласованность действий членов педагогического коллектива приводит к объективным трудностям и проблемам профессиональной деятельности воспитателя.

Особенно остро поставленная в статье проблема рассматривается применительно к молодому педагогу дошкольного учреждения. Отсутствие опыта решения профессиональных задач не позволяет ему эффективно включиться в педагогическую и методическую работу. А значит, есть необходимость обратить внимание на важность оказания ему качественной и своевременной методической помощи и поддержки.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет говорить, что понятие «молодой педагог» не имеет однозначного толкования. Как заметил С. Г. Вершловский, в одних случаях молодыми педагогами называют выпускников педагогических учреждений, работающих по специальности первые три года, независимо от их возраста. В других – педагогов до тридцатилетнего возраста.

В своих работах Н. В. Кузьмина выделяется характерные типы молодых педагогов. Остановимся более подробно на ее взглядах:

Первый тип – педагоги, которые с первого года самостоятельной работы уверенно и быстро идут к овладению педагогическим мастерством. Педагогов этого типа характеризует ярко выраженная педагогическая направленность – желание быть не только педагогом, а педагогом-мастером. Для них характерна нравственная и психологическая подготовленность к педагогическому труду, высокое чувство ответственности за его результаты.

Второй тип – педагоги, которые овладевают мастерством медленно, что связано с недостаточно развитой требовательностью к себе, слабой теоретической и методической подготовленностью. Тормозом в овладении педагогическим мастерством могут являться некритическое отношение к собственному опыту, конфликтные взаимоотношения с коллегами.

Третий тип – педагоги не умеющие овладеть мастерством, развить свои способности. У них практически не было опыта работы с детьми до начала самостоятельной деятельности, они плохие организаторы и не подготовлены к работе в теоретическом отношении, у них отсутствует интерес к делу, бедный словарный запас, эмоционально невыразительная речь, чрезвычайная скованность в поведении.

Очевидно, что в детский сад не всегда приходят работать педагоги только первого типа. А значит важно создавать особые условия для молодых воспитателей, поощрять их желание наращивать профессиональный опыт, обогащать педагогическую компетентность. Очень часто молодому педагогу необходимо почувствовать помощь и поддержку, осознать, что есть коллеги, готовые к сотрудничеству, способные научить и подсказать, направить и одобрить.

Важно подчеркнуть, что у молодого специалиста после окончания профессионального образования есть хороший багаж знаний в области педагогики и различных методик, но он недостаточно умело ими пользуется, не знает, как эти знания применить на практике. Первостепенной задачей администрации и всего коллектива, в котором оказался «новичок» становится создание максимально комфортных условий для обогащения профессиональной компетентности, раскрытия его творческих способностей, развития положительного отношения к своей профессии.

Работа по психолого-педагогическому и методическому сопровождению деятельности молодого специалиста должна вестись комплексно. Эту систему работы условно можно разделить на три этапа:

1       Этап - «Знакомство»:

  • собеседование при приеме на работу позволит не только познакомить педагога с работой учреждения, но максимально выявить его интересы, увлечения, мотивы выбора профессии и жизненные перспективы;
  • ознакомление с нормативно-правовой базой, локальными актами учреждения (Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией, Этическим кодексом учреждения, Коллективным договором и т.д.);
  • информирование молодого специалиста о льготах, компенсациях, единовременной выплате, оплате части стоимости проездного билета;
  • знакомство с коллективом;
  • знакомство с детьми, особенностями работы группы и режимом дня малышей, ее посещающих;

2       этап: «Методическое сопровождение»:

  • знакомство с методическим кабинетом;
  • обеспечение методической литературой;
  • консультирование по ведению групповой документации, планированию;
  • обеспечение необходимыми наглядно-дидактическими и демонстрационными материалами, мультимедийными средствами;
  • методическая помощь в подготовке к проведению совместной и индивидуальной деятельности с детьми;
  • методическая поддержка по работе с родителями;

3       этап - «Наставничество»

  • выбор и представление наставника;
  • издание приказа, определение премирования наставника в соответствии с Положением о наставничестве;
  • составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
  • наблюдение за работой опытного педагога и совместная работа по организации деятельности с детьми, прогулки и режимных моментов;

4       этап - «Психологическое сопровождение»:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • участие молодого специалиста в праздниках, творческих конкурсах; выставках;
  • материальное стимулирование по итогам работы;

5       этап - «Педагогическое сопровождение»:

  • консультирование;
  • семинары;
  • деловые игры;
  • мастер-классы;
  • обсуждение открытых мероприятий;
  • педагогические советы;
  • участие в профессиональном конкурсе «Педагогические надежды».

Мы рассмотрели только некоторые мероприятия детского сада, позволяющие реализовать психолого-педагогическое и методическое сопровождение молодого специалиста. Выстроенная система сопровождения начинающего педагога позволит «новичку» ощутить себя частью коллектива, сформирует профессиональные навыки, раскроет творческий потенциал, научит работать в команде.

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.