Инновационные подходы профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов

И.Г. Абу Айда, Т.Н. Василенко

ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга

 

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма. XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

Анализ нормативно-правовых документов позволяет констатировать. что дошкольное образование становится обязательной и первой ступенью всей системы образования в Российской Федерации. В связи с чем, на федеральном уровне обращается внимание на существующие проблемы организации дошкольного образования и ведется поиск новых эффективных путей преодоления данных проблем. Центральным вопросом в этом контексте становится решение проблем становления и обогащения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных учреждениях.

Следует подчеркнуть, что педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять педагогическим процессом и создавать условия для полноценного развития малыша - нужно быть компетентным. Авторами данной статьи понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается как единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению педагогической деятельности. Специфика компетентности характеризует степень профессионализм педагога.

Таким образом, профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагога, «репертуар» поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.

Анализ, проведённый исследователями (И.В. Гришина, А.М. Моисеев, О.А. Фокина, Н.В. Чекалева и др.) показывает, что ситуация модернизации образования предъявляет педагогам ключевые компетенции в сфере проектирования развития воспитанников, педагогического сопровождения личностно-ориентированного и развивающегося обучения. Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряжённой обстановке (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

В современных условиях педагогическая деятельность буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения профессионального педагогического выгорания. Профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность

Эмоциональное выгорание рассматривается как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание, с одной стороны, позволяет человеку дозировать и экономно  расходовать свои энергетические ресурсы, а с другой - оно отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Основываясь на методике Евгения Павловича Ильина, доктора психологических наук, профессора РГПУ им. А.И.Герцена можем выделить следующие синдромы эмоционального выгорания сотрудников нашего ДОУ:

  • редукция профессиональных обязанностей                                  60%
  • переживания психотравмирующих обстоятельств                        21%
  • эмоционально-нравственная дезориентация                               19%
  • расширение сферы экономии эмоций                                             18%
  • личностная отстранённость                                                                 22%
  • психосоматические и психовегетативные нарушения                  40%

Можно сделать вывод, что в среднем у 75% педагогов или имеется, или начинается формироваться синдром эмоционального выгорания.

Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

Стратегия нашей деятельности, работа над поиском путей преодоления эмоционального выгорания, направлена на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление интерактивного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование новых форм и новых технологий путём создания системы интерактивного взаимодействия с педагогическим коллективом, что обуславливает основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, диагностические, консультационные, коррекционные.

Участников нашей стратегии мы представили в виде пирамиды. Каждое звено нашей пирамиды не только зависит друг от друга, но и дополняет друг друга, и взаимообуславливает другие звенья, для того, чтобы пирамида представляла собой единую целостность.

Фундамент пирамиды - это, конечно же, заведующая, которая создает необходимые условия для реализации нашей стратегии в ДОУ. Сегодня руководитель – это не только педагог, это ещё и менеджер, и экономист, и немножко психолог. Основное направление заведующей – это мотивация активности работы через поощрение, которое бывает материальным и моральным. Учитывая, что в нашем детском саду работают педагоги в среднем со стажем 15 лет, а значит, потенциально, могут испытывать эмоциональное неудовлетворение от профессиональной деятельности, заведующая старается использовать элементы методической помощи и поддержки, учитывать особенности каждого воспитателя. Такие приемы позволяют сохранить эмоциональную стабильность коллектива, снять напряжение, создают благоприятные условия для работы.

Второе звено – педагог-психолог, который выполняет организационные функции всех трёх блоков стратегии. Деятельность психолога актуальна в условиях современного детского сада. Психолог готов осуществлять именно психологическое сопровождение педагогического коллектива, нивелировать стрессовые ситуации, возникающие в реальном педагогическом процессе, снижать напряженность в процессе взаимодействия педагогов с другими субъектами педагогического процесса. Цель работы психолога с педагогами – это создание безопасной образовательной среды, благодаря которой повышается самооценка. Результаты нашей работы показывают, что обращение внимания на безопасность образовательной среды позволяет создать более благоприятные условия для работы педагогического коллектива.

Наиболее результативной формой работы психолога с воспитателями становятся тренинги, участие в которых позволяет педагогам осуществлять самокоррекцию своего нервно-психического состояния, повышать компетентность в межличностном общении; развивать самосознание для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

Третье звено пирамиды - педагог – новатор - он выполняет методическое обеспечение педагогического процесса и организует работу с педагогами. Профессиональному выражению способствует творческая деятельность, которая не ограничивается синтезом опыта других, а опирается на собственный опыт и поиск. Самораскрытию личности педагогов способствует общение на основе взаимоинтереса и взаимопонимания.

Таким образом, основные пути выхода педагога из эмоционального выгорания мы видим в следующем:

  • повышение квалификации воспитателей и их интереса к самообразованию;
  • создание условий для поддержания высокого статуса педагогов ДОУ;
  • повышение самооценки дошкольных работников;

Наиболее эффективным способом выхода из состояния эмоционального выгорания педагога мы видим в использовании активных форм и методов в работе с педагогическим коллективом:

  • Групповые и индивидуальные консультации
  • Коллективные обсуждения
  • Круглые и дискуссионные столы по проблемам
  • Открытые мероприятия
  • Рефлексивно-ролевые игры (переоценка чего-нибудь)
  • Психологические тренинги
  • Проблемно-деловые игры (решение актуальной проблемы)
  • Организационно-деятельностные игры (методологические средства решения задач, рефлексия)
  • Педагогические ринги
  • Аукционы педагогических идей

В результате проделанной работы показали, что произошло изменение способов мышления и действий педагога, повысилась готовность воспитателей к самостоятельному решению практических проблем, повысилась их самооценки, появилось желание заниматься самообразованием, наблюдается проявление активной позиции в процессе взаимодействия друг с другом.

Список литературы:

  1. Сушенцова Л. В. // Инновационная сельская школа: от идеи к результату : сб. ст. / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Мар. гос. ун-т».
  2. Алексеева И.Е. // Психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов / Дошкольная педагогика, октябрь 2010 стр. 52-57.
  3. Чернышева В.М., Лифанова С.Ю. // Программа профилактики профессиональной деформации педагогов «Помоги себе сам» / Справочник педагога-психолога 2011, №4 - 5, стр.63-74; стр.50-57.

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.