Ценностно-смысловые ориентиры молодого специалиста: от прошлого к настоящему

Н.Ю. Шерстобитова

О.А. Фролова

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

 

В философско – педагогическом аспекте «ценность – значимость объектов окружающего мира для человека, общества; определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки их значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [1]. Молодой специалист, вставший на свой профессиональный путь, должен выбрать те ориентиры, которые этот путь сделают успешным.

П.Ф. Каптерев много размышлял о личности учителя и его профессиональной подготовке. «Личность учителя, - писал Пётр Фёдорович, в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать  воспитательное  влияние обучения». Научные, объективные знания имеют громадное значение в деятельности учителя, потому что «чем шире и разностороннее образование преподавателя, тем влияние его при преподавании будет глубже и прочнее». По мнению П. Ф. Каптерева, учителя должны постоянно «учиться, учиться и учиться»[2]. Как отмечают его современники, личность молодого преподавателя Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний.

Адаптация молодого учителя в этот период тесно связана со специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Молодые учителя в первый год работы испытывают значительные затруднения в выборе методов взаимодействия с учащимися, в анализе и осмыслении возникших ситуаций.

С этими проблемами сталкивались и великие педагоги. По воспоминаниям брата Антона Семеновича Макаренко, в первые годы своей работы он был сосредоточен, замкнут, серьезен, порою грустен и молчалив. Его жизнь складывалась так, что трудно было допустить, что она ему приносит удовольствие. Ученики Макаренко – дети железнодорожников, мастеровых сначала дичились своего нового наставника. Но как – то незаметно для всех ситуация резко изменилась. Ученики не отходили от своего учителя, а Антон Семенович, по воспоминаниям его сослуживца М. Г. Компанцева, был очень энергичен, он неутомимо носился из класса в класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди голосов ребят. На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось преподавать, сообщать что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним. Молодому педагогу необходимо жить вместе с его учениками на «одной волне», интересоваться ими и тогда проблемы во взаимоотношениях уйдут на второй план [3].

Порою возникающие трудности  и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками в первые годы работы, впоследствии приводят к рождению феноменальных педагогических находок. Первоначальный организационный период работы потребовал от заведующего колонией А. С. Макаренко 16-часового рабочего дня и огромного физического и эмоционального напряжения. Однажды, когда один из подопечных обратился к нему, заведующему колонией, на «ты», Антон Семёнович, доведённый до предельного отчаяния, применил физическое воздействие … Он объяснил, что это не было осмысленным методом воспитания, а явилось стихийным проявлением психофизиологического срыва. В этот период он пытливо перечитывал педагогическую литературу, в отчаянной попытке найти ответы на свои вопросы. Такие размышления вместе с анализом опыта работы привели его впоследствии  к представлениям о том, что педагог не может успешно решать проблемы воспитания, если перед ним не коллектив, а толпа.

Особенно плохо молодые учителя, как показывает практика,  подготовлены к работе с «трудными» учащимися. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что не обучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Надо к каждому ребенку подходить с оптимистической гипотезой, верить в его способности, возможности усвоения любого школьного предмета. Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе [4]. 

Многие молодые педагоги испытывают трудности в работе с родителями из-за отсутствия знаний по семейному воспитанию. Проблема педагогического просвещения родителей волновала и Януша Корчака (Хенрика Гольдшмидта) в первые годы его профессионального становления. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях – и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов. Современные родители являются полноправными участниками образовательного процесса, но,  зная о своих правах, не всегда исполняют свои обязанности должным образом, да и к молодому специалисту, в большинстве случаев, не испытывают доверия.

К наиболее сложным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые  основные проблемы в педагогике.

К.Д. Ушинский говорил, что в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен, поэтому обращение к истории развития науки – это насущная необходимость. Курс педагогики, изучаемый в колледже, не дает возможности подробного знакомства с педагогическим наследием прошлого. Но по нашему мнению, использование исторических сведений в процессе обучения способствует формированию мировоззрения и становлению личности молодого специалиста. Для реализации этих задач нами была разработана дидактическая мультимедийная игра  «Вектор педагогики». Игра направлена на обобщение знаний по педагогике и расширение предметной области, за счет сведений из истории развития науки. В разработке вопросов и заданий были использованы материалы учебных заданий студентов выпускных курсов. В ходе игры студенты выполняли задания разного уровня сложности. При выполнении заданиях первого и второго уровня, было достаточно базовых знаний по учебной дисциплине. В заданиях третьего и четвертого уровня требовалось проанализировать высказывание педагога, определить авторство и т.д. Выполнение подобных заданий требует от студента широкого кругозора, выхода за рамки учебной дисциплины, умения устанавливать межпредметные связи.  Именно через игру во внеурочной деятельности студенты знакомятся с ценнейшим опытом великих педагогов и возможно он, и будет их ориентиром в профессиональной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Тавлай А.В. Философско – педагогические принципы формирования личности на общечеловеческих и национальных ценностях // Воспитание младших школьников на ценностях общечеловеческой и национальной культуры: материалы Международной научно – практической конференции. –  Минск, 2000.
  2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А.М. Арсеньева. –  М.: Педагогика, 1982.
  3. Кроль Т.Г. Биография А.С. Макаренко (пособие для учащихся). – М. – Л.: Просвещение, 1964.
  4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.