Учимся у природы

Уровень экологизации образовательных организаций в мире очень разный. Но если равняться на лучшие образцы (Великобритания, США, Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды) или хотя бы на средний уровень - то мы отстаём очень сильно. Причин три: отсутствие информированности и мотивации у людей, принимающих решения на всех уровнях, устаревшие стандарты и не ориентированная на экологизацию система госзакупок. Тем не менее не вызывает сомнения факт, что экологизировать школы и детские сады важно. Дети, живущие в городе, проводят в помещении до 90% времени, на школу приходится в среднем 6-8 часов в день. От качества воздуха, характеристик освещённости, мебели, компьютерной техники, наконец, от того, какой бытовой химией будут помыты полы - напрямую зависит не только эффективность образовательного процесса, но и здоровье детей. Экологизация – необходимый процесс для устойчивого и безопасного будущего, это своего рода «техника безопасности», неотчуждаемая от новых технологий, которые буквально «накрыли» общество.В России вопрос экологизации школ только начинает подниматься. Нельзя сказать, что у нас никогда не думали о безопасности школ: в советское время огромные научные коллективы доводили до высочайшего уровня стандарты архитектуры и дизайна школьных зданий в сложных и разнообразных климатах СССР. Однако эти стандарты во многом устарели. Кроме того, появились совершенно новые обстоятельства (компьютеры и оргтехника) и технологии – от экологичных до неблагоприятных и даже опасных (новые отделочные материалы, мебель, кулеры для воды). (Анна Аникеева-Сыроечковская Менеджер по КСО Экобюро GREENS)

Сегодня все чаще исследователи и практики говорят о экологичном образе жизни, предполагающем не только отдельные шаги в сторону эко-подхода к различным сферам нашей жизни, но прежде всего, экологического образования детей. Все больше в нашей стране стало появляться зеленых школ – образовательных организаций, в которых все дети и сотрудники вовлечены в поддержание экологической политики образовательного учреждения, занимаются экологическим просвещением, собирают и передают на вторичную переработку отходы, реализуют экологически ответственные закупки, соблюдают режим экономии ресурсов, заботятся о здоровье и снижают свой экологический след. Согласно исследованию Heschong Mahone Group, у детей, учащихся в экошколах, показатели успеваемости выше на 25%. Очевидно, что популяризация подобных практик является важным вкладом в развитие экологизации российских образовательных организаций.

Стремление инициировать эко-движение в школах и детских садах Санкт-Петербурга позволило пригласить к открытому диалогу по данной проблеме молодых педагогов образовательных организаций Санкт-Петербурга. 17 мая 2017 года специалисты центра Pro-Движение организовали семинар, посвященный эко-воспитанию детей «Учимся у природы». Целью семинара являлась поддержка экологических инициатив молодых педагогов и популяризация экологических идей в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.

Лариса Витальевна Муромец, методист и преподаватель СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8», руководитель Центра интеграции молодых педагогов в профессию «PRO-движение», рассказала о значении эколого-развивающего пространства в современной образовательной организации, познакомила участников с интересными примерами организации такого пространства в опыте отечественных и зарубежных коллег.

Юлия Леонидовна Сиделева, руководитель Центра «Территория творчества Reggio Space», презентовала модель создания эко-пространства развития ребенка на примере педагогики Реджио Эмилия.

Согласно подходу Reggio Emilia, одним из воспитателей ребенка является окружающая среда, поэтому ее организации придается особое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это

  • огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
  • предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты),
  • разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы.

Татьяна Александровна Гусева, к.п.н., и Анастасия Александровна Соколова, преподаватели СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8», рассказали об опыте и перспективах использования мобильных устройств в экологическом образовании детей.

Участники семинара узнали, как принять участие в экологической программе Российской экологической социальной сети «Зеленая Россия»; как с помощью приложения EcoMap можно без труда найти близлежащий пункт приема вторсырья на карте и самым простым способом помочь природе - сдавать вторсырье, то есть пластик, бумагу, батарейки, лампочки и прочее - на переработку в специальные пункты. Ведущие показали, как с помощью мобильных приложений создать собственную экологическую экскурсию или квест для детей разного возраста.

Заключительным этапом работы семинара стало выступление Анастасии Вадимовны Митяшовой, воспитателя ГБДОУ №41 Адмиралтейского района. Анастасия провела мастер-класс «Эко-краски: делаем и рисуем вместе с детьми», на котором участники узнали пошаговый алгоритм создания красок из натуральных пищевых красителей совместно с детьми. Приятным сюрпризом для молодых педагогов стала возможность самим попробовать раскрасить трафарет на ткани красками из натуральных продуктов.

Следует отметить, центр Pro-Движение в период с 23-30 мая 2017 года набирает команду активных и творческих молодых специалистов, увлеченных вопросами экологического образования детей, для реализации экологического проекта в образовательных организациях города, реализация которого намечена на октябрь-декабрь 2017 г. Свою заявку на участие в проекте вы можете оставить, написав нам по эл почте pro-dvig@bk.ru, указав в теме письма «Участие в эко-проекте».

Материалы семинара:

Эко-пространство в ДОУ

Мастер-класс ЭКО-КРАСКИ

 

 

В статье использованы материала

 с сайта http://ecobureau.ru