Школа молодого воспитателя как система наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Л.В. Таран

Е.Н. Носулько

ГБДОУ детский сад №59

Центрального района Санкт-Петербурга

 

При поступлении на работу в дошкольное общеобразовательное учреждение молодой специалист испытывает серьезный стресс. Адаптационный период – это один из наиболее сложных периодов в становлении педагога. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит развитие педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.

Во время обучения студенты обычно проходят педагогическую практику на старших курсах. Тесная связь педагогики с практикой помогает им почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи педагогической профессии. Однако не каждому выпускнику, получавшему отличные оценки, удается успешно начать свою работу в детском саду.

Дошкольное образовательное учреждение – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные в учебном заведении хороши, но только теоретически.

В начале своей трудовой деятельности молодой воспитатель сразу сталкивается с определенными затруднениями. Неумение точно рассчитать время на выполнение режимных моментов, затруднения при организации совместной деятельности взрослого и ребёнка, отсутствие взаимопонимания с коллегами – вот далеко не полный перечень трудностей, подстерегающих молодого специалиста.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми и взрослыми, уметь грамотно и эмоционально говорить, стараться заинтересовать детей. То есть, коротко говоря, научиться воспитывать. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией ДОУ.

Однако воспитателям было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были его принять. Зачастую, во многих детских садах опытные педагоги, методисты и администрация создают трудности для начинающего воспитателя. Но есть и такие детские сады, где к молодым специалистам относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации ДОУ, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих специалистов – помогают им быстро вливаться в новый коллектив и успешно работать с воспитанниками и их родителями. Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий воспитатель. Хотелось бы, чтобы так было во всех детских садах, тогда число молодых специалистов, оставшихся работать в ДОУ будет значительно больше, а престиж профессии воспитателя выше.

Поэтому, одним из важнейших условий успешной профессионализации педагога является хорошо продуманные методическое и психолого-педагогическое сопровождение. Их задачи заключаются в том, чтобы научить молодых специалистов понимать смысл своей деятельности, оценивать свои профессиональные ресурсы, обучить умениям анализировать и преодолевать свои профессиональные трудности, советуясь с коллегами. Это можно сделать только через анализ своих профессиональных трудностей и личностных ресурсов и их преодоления, через обсуждение этого с коллегами.

Нам довелось пройти практику и устроиться на работу в один и тот же детский сад. С одной стороны нам очень повезло: радушная встреча со стороны педагогов и администрации, знакомые дети и помещение. Но с другой стороны большая ответственность за детей, боязнь быть непризнанным среди коллег и родителей в силу нашего возраста и отсутствия педагогического опыта – всё это вызывало неуверенность в себе. Но как только мы перешагнули порог дошкольного учреждения, сразу оказались вовлечены в его жизнь. То, чего мы больше всего боялись, оказалось вполне преодолимо. Во многом нам помогло посещение «Школы молодого воспитателя», которую организовали заместитель заведующей по УВР Гафурова О.Б. и психолог Демидова Т.Л., которая совершенствует профессиональную подготовку воспитателей в ДОУ.

В результате успешной адаптации, через которую нам удалось успешно пройти, мы разработали памятку для молодых педагогов, поступающих на работу в детский сад, которая поможет преодолеть большинство трудностей при общении с детьми:

  • Приходите в группу немного раньше рабочего дня, убедитесь все ли готово к образовательной деятельности, хорошо ли расставлена мебель, подготовлено ли техническое обеспечение, наглядные пособия.
  • Начинайте рабочий день энергично и с улыбкой, оставляйте все домашние проблемы за пределами ДОУ.
  • Увлекайте воспитанников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, сюрпризными моментами.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний к детям.
  • При недисциплинированности детей старайтесь обходиться без помощи других взрослых. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит.
  • Правила и ограничения всегда должны соответствовать возрастным особенностям, возможностям детей и при этом не противоречить их основным потребностям.
  • Не бойтесь извиниться перед ребенком, если вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут начинающим педагогам на этапе вхождения в профессию успешно адаптироваться в пространстве ДОУ, а также повысят процент желающих продолжить работу.

 

Список литературы:

 

  1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка-дошкольника. - М. : Мозаика-Синтез, 2006-2010.

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.