Методическое сопровождение деятельности молодого специалиста в дошкольном учреждении

 

Г.А.Шарипова

ГБДОУ детский сад №70

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение "садом", считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища

 

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.

От характера вступления в профессию зависит будущая профессиональная успешность педагога, психологический комфорт и развитие его воспитанников. К недавним выпускникам, пришедшим на работу в детский сад, предъявляются те же требования, что и к опытным педагогам, от них требуется профессионализм и высокие результаты работы. Зачастую, многие молодые педагоги имеют трудности во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, коллегами, опасаются критики администрации и опытных воспитателей.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышению его профессиональной компетентности.

Данные формы работы должны преследовать цель – помочь начинающим педагогам повысить свою профессиональную компетентность в вопросах организации педагогического процесса.

Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально.

Для обучения молодых воспитателей в детском саду необходимо использовать различные формы и методы. Это и обучение на рабочем месте, осуществление практики наставничества, участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города), самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы, обучение на курсах повышения квалификации, методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.

Начинающего воспитателя лучше всего направлять на работу в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение непосредственно образовательной деятельности, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. За каждым молодым педагогом должен быть закреплен опытный наставник, который выполняет те же функции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта непосредственно образовательной деятельности помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы для конкретного мероприятия. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция молодого педагога.

Старший воспитатель ДОУ с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижения секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя – оказание помощи в организации педагогического процесса.

Именно старший воспитатель ДОУ должен работать над созданием условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечить его необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием. И здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит молодого педагога с оснащением методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

Методическое сопровождение молодых педагогов одно из самых важных направлений в работе методической службы любого дошкольного учреждения. Ведь от того, насколько комфортно будет чувствовать себя молодой педагог в новой должности, насколько уверен он будет в том, что ему окажут необходимую помощь – будет зависеть дальнейшая судьба этого педагога. И если администрация дошкольного учреждения будет грамотно подходить к вопросам методического сопровождения молодых педагогов, оказывать им необходимую помощь и поддержку, то со временем в таком учреждении сложится крепкий и высокопрофессиональный педагогический коллектив.

 

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.