К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНКУРСАМ

к.п.н. В.А. Новицкая

Л.В. Стуглева

РГПУ им. А.И. Герцена

 

В настоящее время в условиях модернизации российского дошкольного образования резко повысился спрос не только на квалифицированного, о и на творчески мыслящего молодого воспитателя, способного к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющего выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 г. Пр-271).

К процессу профессионального роста и развития молодого педагога детского сада можно отнести самые различные действия, результатом которых выступает обогащение опыта и повышение профессиональной компетентности педагога.

Анализ массовой практики показывает, что повышение профессиональной компетентности молодого специалиста чаще всего осуществляется посредством самообразования, т.е. актуализации образовательных потребностей, постановки цели, задач и последовательного приближения к этой цели через определенные действия. Профессиональное развитие осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Это осознанное, обязательно добровольное участие педагога в мероприятиях, организованных образовательным учреждением, выраженное в различных формах (корпоративное обучение, исследовательская деятельность, участие в инновационной деятельности дошкольной образовательной организации, трансляция опыта на семинарах, мастер-классах) и за счет использования потенциала внешних источников (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта, конкурсы педагогического мастерства и пр.). Особую нишу в процессе самообразования занимают профессиональные конкурсы для педагогов, в том числе и для молодых специалистов.

Согласно Положениям конкурсы педагогических достижений любого уровня должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; помогают выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников; повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования; совершенствовать механизмы оценки педагогического труда; привлекать внимание общественности к позитивному педагогическому опыту.

Однако, практика показывает, что сегодня конкурсы профессиональных достижений представляют собой соревновательные мероприятия по выявлению и публичному представлению опыта работы лучших педагогов. С одной стороны, конкурсы позволяют «выходить» за пределы образовательного учреждения, знакомиться с передовым опытом коллег, представлять профессиональному педагогическому сообществу собственный опыт, прогнозировать дальнейшее профессиональное развитие.

В настоящее время существует ряд исследований, посвященных проблемам конкурсного движения:

-                   понимание сущности конкурсов профессионального мастерства педагогов (Л.П. Дуганова, Е.М. Пахомова);

-                   развитие творческого потенциала педагогов в процессе проведения конкурса профессионального мастерства (Г.Ф. Привалова);

-                   организационно-педагогические условия проведения конкурсов профессионального мастерства педагогов как средства повышения квалификации его участников (Е.М. Пахомова);

-                   влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие профессиональной компетенции педагогов (В.А. Дубровская);

-                   анализ форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий (Е. И. Власова, К. А. Митрофанов, С. В. Старобинский);

-                   проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации (Г. И. Зимина, Т. А. Соколова);

-                   поддержка деятельности педагога методической службой (Н.В. Немова, Т.П. Афанасьева, В.А. Новицкая);

-                   необходимость консультационного сопровождения профессионального развития педагогов в условиях непрерывного профессионального образования (Е.В. Стародубцева, С.В. Кирдянкина) и др.

Анализ виртуальных образовательных ресурсов и сайтов профессиональных сообществ позволяет говорить, что в настоящее время существует целая система профессиональных конкурсов, представленная вариативной классификацией, имеющий различные линии объединения:

-                   По субъектам - участникам профессиональных конкурсов выделяют адресные конкурсы для воспитателей дошкольных организаций, педагогов дополнительного образования, специалистов: логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, для руководителей изобразительной деятельности, педагогов по краеведению, инструкторов по физической культуре.

-                   По уровню организации – международные, всероссийские, региональные, районные или муниципальные, внутриорганизационные.

-                   По способам участия – очные, заочные, дистанционные, а также платные и бесплатные.

-                   По содержанию – затрагивающие одно из направлений деятельности педагога дошкольной организации или оценивающие качество профессиональной компетентности педагога в целом.

Такое многообразие профессиональных конкурсов влечет за собой вариативность требований к участию, критериальной системы оценки, к профессиональной компетентности участников и т.п. Очевидно, что необходимо систематизировать данную информацию, создать единый банк профессиональных конкурсов и обеспечить вариативность методического сопровождения педагогов, принимающих участие в профессиональных соревнованиях.

В настоящее время появляются исследования, раскрывающие различные аспекты организации методической деятельности, ориентированной на оказание помощи педагогу. В исследованиях Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, В.Я. Волобуевой, И.И. Кобигиной, С.С. Лебедевой, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, В.Г. Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольной образовательной организации и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя. Несмотря на их большую научную значимость, следует отметить, что в данных работах не разрабатывалась возможность организации методической работы в аспекте сопровождения взрослого. Проблеме сопровождения были посвящены исследования Э.М. Александровской. Е.И. Казаковой, А.П. Тряпициной, А.М. Ткаченко, В.А. Новицкой. В данных работах раскрывается сущность методического сопровождения, этапы и условия его реализации. Однако, не удалось найти работ, которые были ориентированы на организацию методического сопровождения педагогов в процессе участия в профессиональных конкурсах.

Таким образом, выделен ряд противоречий между:

- потребностью в самореализации и непониманием молодыми педагогами возможностей конкурсов;

- потребностью молодого педагога принять участие в конкурсе и отсутствии опыта подготовки к конкурсным мероприятиям;

- необходимостью повышения уровня профессионализма молодых педагогов – участников конкурсов педагогических достижений и недостаточным сопровождением субъектов конкурсов.

Необходимость разрешения этих противоречий предполагает разработку и апробацию технологии методического сопровождения молодых педагогов в процессе участия в конкурсах педагогических достижений.

Целью исследованияявляется разработка теоретически обоснованной технологии методического сопровождения молодого педагога в процессе подготовки к профессиональному конкурсу. Можно предположить, что процесс подготовки педагога к профессиональному конкурсу будет более результативным при разработке технологии методического сопровождения, включающей в себя:

  • Диагностический этап, предполагающий определение групп трудностей и проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог в процессе подготовки к конкурсу
  • Проектировочный этап, определяющий маршрут сопровождения молодого педагога в процессе подготовки к конкурсу
  • Этап реализации, предполагающий сотрудничество молодого педагога с субъектами, включенными в процесс подготовки к конкурсу
  • Этап экспертизы, позволяющий оценить качество подготовки молодого педагога к участию в профессиональном конкурсе.

Исследование, посвященное выделенной проблеме, включает в себя: осуществление анализа психолого-педагогической литературы с целью определения теоретических основ проблемы и обоснования технологии методического сопровождения молодого педагога в процессе подготовки к профессиональному конкурсу; изучение особенностей организации процесса подготовки молодого педагога к профессиональному конкурсу, осуществление анализа практики организации конкурсов профессиональных достижений; разработку и экспериментальную проверку эффективности технологии методического сопровождения молодого педагога в процессе подготовки к профессиональному конкурсу.

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.