К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФЕССИЮ

к.п.н. В.А. Новицкая

Л.С. Дмитриева

РГПУ им. А.И. Герцена

 

В современных условиях вчерашние выпускники хотят работать стабильно и, при этом получать достойную оплату своего труда. Бюджетные организации, в том числе и образовательные, это как раз те структуры, где наиболее стабильна заработная плата и условия работы. Однако, не всегда молодые люди, получая профессию в сфере образования, остаются в ней. А между тем, сохранение молодых педагогов в профессии является одной из первоочередных государственных задач, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Приоритетном национальном проекте «Образование», Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы.

На сегодняшний день система общего, в том числе дошкольного образования остро нуждается в молодых творческих специалистах, открытых ко всему новому, хорошо знающих особенности и потребности детей, готовых понять, принять и помочь современному ребенку, создать условия для успешного образовательного старта.

К сожалению, в современной ситуации развития трудовых отношений молодые специалисты, выпускники учреждений профессионального педагогического образования, впервые оказавшиеся на рынке труда, являются наиболее уязвимой его категорией. Как отмечают работодатели, слабая конкурентоспособность выпускников обусловлена недостатком современных профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, несоответствием содержания полученной профессии требованиям рынка.

Наш вывод подтверждают статистические исследования, показывающие, что в Санкт-Петербурге за последние 10 лет значительно увеличилась доля работающих педагогов пенсионного возраста, наблюдается медленное воспроизводство педагогических кадров  и, как следствие, приближающийся кадровый голод в педагогической среде. За последние 3 года лишь 60% выпускников педагогических колледжей и ВУЗов пришли работать в образовательные организации и не покинули профессиональную сферу в первый год работы.

Вместе с тем, современный молодой специалист стремится преуспеть в профессии, испытывает потребность совершенствоваться во всем, чем он занимается, ищет новые способы взаимодействия с коллегами, испытывает желание осуществлять профессиональное общение с педагогическим и академическим сообществом.

Такое противоречие между карьерными потребностями молодых педагогов и нежеланием приходить и оставаться в профессии позволяет говорить о слабой системе поддержки и сопровождения начинающих педагогов в педагогической среде, которая обеспечивает успешную интеграцию в профессию.

Во многих современных исследованиях профессиональная интеграция молодых специалистов рассматривается как процесс целенаправленного обогащения их профессионального опыта, усвоения норм и ценностей педагогической деятельности, профессиональной идентификации себя с педагогическим сообществом.

В системе Российского образования уже накоплен опыт интеграции молодого педагога в профессию, проведены исследования, раскрывающие специфику данного процесса.

Удалось установить, что процесс интеграции многими исследователями (С.Г. Вершловский, Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер, Е.А. Климов, Э.Н. Гусинский и др.) рассматривается как стадийный, где в зависимости от стажа профессиональной деятельности выделяют такие этапы как:

  • адаптация к профессии, длительность протекания процесса до 1 года - знакомство с новой социальной ролью, наращивание опыта самостоятельного решения профессиональных задач, развитие профессиональной умелости, привыкание и приспособление к профессиональным требованиям;
  • профессиональное утверждение, в рамках которого происходит наращивание профессиональной компетентности, опыта решения профессиональных задач, развитие профессиональных и личностных качеств, необходимых для качественного выполнения должностных обязанностей. Выделенный этап длится до 2-х лет.
  • профессиональная самореализация, где молодой педагог начинает идентифицировать себя с профессиональным сообществом, готов выработать уникальную профессиональную позицию, на этом этапе завершается формирование профессиональных ценностей, обогащается профессиональная компетентность. Третий этап может длиться до 5 лет.

Дальнейший анализ современных исследований позволил определить, что проблемам адаптации молодого педагога посвящено большое количество работ:О.А. Абдулина, И.Ф. Исаев, С.Г. Вершловский, Н.Ф. Гогоболина, Ю.Н. Кулюткин, А.Г. Мороз. Однако авторы в большей степени рассматривают только первый этап интеграции, ориентируют свои научные интересы на молодого педагога общеобразовательной школы, не уделяют пристального внимания процессу сопровождения начинающего специалиста.

Вместе с тем, благодаря работам Ю.В. Васильева, В.И. Зверевой, М.М. Поташника, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина и др. в педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования, в том числе такому аспекту данной деятельности как создание условий для успешной адаптации воспитателя детского сада. В исследованиях Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, В.Я. Волобуевой, И.И. Кобигиной, С.С. Лебедевой, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, В.Г. Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольной образовательной организации и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя. Несмотря на большую их научную значимость, тем не менее, следует отметить, что в данных исследования не разрабатывалась возможность организации методической работы в аспекте сопровождения взрослого.

Проблеме сопровождения были посвящены исследования Э.М. Александровской. Е.И. Казаковой, А.П. Тряпициной, А.М. Ткаченко, В.А. Новицкой. Например, в своем исследовании Новицкая В.А. установила, что в современной педагогической науке сопровождение определяется не только как педагогическая технология, но также как: идеология организации образовательного процесса; конкретные действия специалистов, иллюстрирующие оказание оперативной помощи ребенку, его семье и педагогам; сложная система деятельности службы сопровождения, способствующая успешной социализации ребенка в конкретной образовательной среде; гарантия получения субъектом защиты в процессе решения жизненных трудностей и проблем. Однако, контекст методического сопровождения молодого педагога в данных исследованиях не рассматривался. Анализ отечественного опыта (А.И. Горбачев, Е.А. Литвинцева, К.О. Магомедова, В.С. Нечипоренко, И.Н. Панина, Б.Т. Пономаренко, В.М. Соколова, А.И. Турчинова и др.) показал, что отсутствует опыт оказания помощи и поддержки молодому педагогу, а существующие формы и технологии интеграции во многом устарели и не соответствуют запросам начинающих специалистов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о наличии явного противоречия между важностью успешной интеграции молодого педагога в процессию и отсутствием механизма сопровождения начинающего специалиста на каждом этапе процесса интеграции. Поэтому важно актуализировать проблему методического сопровождения молодого педагога детского сада в процессе интеграции в профессию, длярешения которой на первом этапе следует осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и выявить нормативно-правовые и методологические предпосылки исследования, раскрыть сущность понятия «молодой педагог», определить этапы методического сопровождения и условия реализации.

На втором этапе необходимо уделить внимание разработке и апробации механизма методического сопровождения молодых педагогов детского сада, способствующий успешной интеграции в профессию.

В рамках заключительного этапа исследования выявить эффективность механизма методического сопровождения молодых педагогов детского сада, способствующего успешной интеграции в профессию.

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.