Позитивный имидж педагога

На что обращать внимание начинающему педагогу, если он хочет сформировать позитивный профессиональный имидж?

Жесты, мимика, запахи – все это невербальные средства педагогического общения, элементы структуры профессионального имиджа педагога.

       Безусловно, речь является важнейшим инструментом любого педагога, но не стоит забывать и о такой важной вещи как невербальное общение. Невербальные элементы нашего образа активно «разговаривают» с аудиторией, представляя слушателям информацию, о которой порой мы даже не задумываемся. Знаменитый австралийский писатель Аллан Пиз, автор бестселлера «Язык телодвижений», утверждает, что смысловое содержание сообщения при живом разговоре на 7% передаётся словами (вербально), на 38% - интонацией и более 50% передаётся мимикой, жестами и позой говорящего.

Итак, предлагаем вам несколько вербальных штрихов к невербальному портрету педагога.

        Лицо педагога. 93% школьников хотят видеть заинтересованное и доброжелательное лицо своего педагога, так как они хотят быть уверены, что учитель увлечён его ответом и хочет общения именно с ним. Каждый ребёнок нуждается в визуальном контакте с педагогом. Взгляд несёт на себе серьёзную невербальную функцию. Им можно продемонстрировать отношение: радость за успех ребенка или, наоборот, осуждение. Например, пристальный взгляд усиливает эффект речи, тяжёлый взгляд исподлобья настораживает и пугает, а взгляд, который длится больше 10 секунд вызывает ощущение беззащитности и дискомфорта. Частота взглядов также играет большую роль. По ней можно определить заинтересованность или, наоборот, безразличие аудитории.

Интересен еще один факт, описанный в результатах исследования немецкой ассоциации German Cosmetic, Toiletry, Perfumery and Detergent Association (IKW): оказывается, молодёжь склонна судить о людях по наличию декоративной косметики. Исследования показали, что женщины, пользующиеся косметикой, более авторитетны и добиваются больших успехов в профессиональной жизни. Конечно, не следует перебарщивать с макияжем на работе, но правильно подобранные косметические средства помогут подчеркнуть индивидуальность и привлекательность лица. 

 Поза.   

Если говорить о позе педагога во время работы, то необходимо подчеркнуть, что будет лучше, если она будет открытой. Свободная поза располагает к положительному общению на занятиях, интересным обсуждениям и доверию между ним и аудиторией. Признаками открытой позы являются: свободное положение ног, раскрытые ладони, туловище и голова, повёрнутые к собеседнику, взгляд должен быть направлен в лицо, а мышцы расслаблены.

 Жесты.

Скрещивание рук, ног, прикладывание руки к губам или ко лбу - всё это работает на восприятие педагога аудиторией. Например, расстёгнутый или снятый пиджак, во время занятия, обозначает открытость и дружеское расположение, а вот застёгнутый на все пуговицы – это, в большем количестве ситуаций, признак того, что педагог хочет подчеркнуть дистанцию между ним и аудиторией.

Активная жестикуляция педагога сжатым кулаком во время подачи информации означает демонстрацию власти и даже некую угрозу ученикам. Если вы поймали себя на том, что ходите по классу взад-вперед, скорее всего, в этот момент у вас включается функция контроля и идёт процесс обдумывания решения, а если, во время ответа ученика, вы прикрываете рот рукой, в большинстве случаев, это обозначает недоверие к ответу или сомнение.

Мы нашли для вас небольшую таблицу-подсказку по характеристике жестов и поз педагога, предлагаем вам ознакомиться с данными и попробовать проанализировать себя и взять на заметку некоторые движения, которые помогут в формировании вашего педагогического имиджа и стиля.

Как всегда, мы провели для вас небольшой обзор зарубежных ресурсов, чтобы, узнать, как справляются с решением аналогичных задач наши иностранные коллеги. Предлагаем вам описание личного опыта одной из американских учительниц Ребекки Элбер по развитию умения управления «педагогическим взглядом».

Как развивать свой ВЗГЛЯД?

Эффективная невербальная тактика для управления учениками без применения голоса

Я ходила на курс, направленный на изучение методик управления классом для новых учителей, работающих в городских государственных школах. Мне повезло попасть на этот курс, который вел доктор Шерроки Холли, который является автором популярной книги об обучении. Доктор Холли пришёл в наше сообщество для того, чтобы рассказать нам о бандах и их истории в Лос-Анжелесе. Также мы много узнали о невербальных способах положительного воздействия на учеников.

Нам рассказывали о том, как важно занять детей в первые минуты урока. У доктора Холли это было чтение. На каждый урок мы должны были приносить что-то почитать и проводили первые десять минут от урока, уставившись в книгу, а после - делясь с соседом по парте своими впечатлениями. Некоторые забывали принести книгу, газету или журнал и это было даже как-то неловко. Я позже поняла, что одна из задач этой методики была направлена на то, чтобы мы осознали, что любой может что-то забыть (например, домашнее задание или карандаш). Важнейшей задачей, конечно же, было увидеть ценность такой деятельности, чтобы потом использовать эту методику и прививать детям любовь к внеклассному чтению.

Изучение Взгляда

Что же касается самого незабываемого из того, что я вынесла с уроков доктора Холли? В начале одного из наших занятий он спросил всех нас, все ли умеют делать Взгляд. Несколько студентов поняли и кивнули, остальные же стали смущенно озираться вокруг. Доктор объяснил: «Очень важно, чтобы каждый учитель развивал свой Взгляд на ученика».

Это выражение лица, которое служит невербальным сигналом для понимания ребенка, что вы на него смотрите, когда он отвлёкся от задания, болтает или делает во время урока то, что не разрешается.

Доктор Холли сказал, что если этот Взгляд подан правильно, это является тихим, но серьезным предупреждением для ученика, без использования голоса. Этот Взгляд не должен быть сердитым или злым, на самом деле, наоборот, он должен быть спокойным и свободным от любых эмоций.

То занятие стало для меня самым информативным. После я поняла, что в течение моего первого года в качестве учителя, было бесчисленное количество ситуаций, когда я использовала эту тактику, чтобы сигнализировать ученику о том, что я обратила внимание на его плохое поведение. Иногда слова не нужны – простой зрительный контакт и ученик уже сидит на месте и продолжает выполнять задание.

Такая невербальная тактика управления классом помогает сохранить достоинство ученика, ведь если постоянно одёргивать кого-то во время урока перед всем классом – это может сильно смутить ребёнка. (А поговорить с ним лучше уже один-на-один после урока)

Работает ли это?

Спустя все эти годы моего преподавания английского языка в средней школе, многие студенты положительно отзывались о моем Взгляде. Они говорили, что стали сознательно прекращать баловаться на уроке, боясь ощутить на себе мой Взгляд. Они понимали, что я смотрю так нечасто и раз уж я так сделала, значит, это довольно серьёзно.

 Начинающим педагогам:

Теперь время практики. Потренируйте Взгляд с коллегой и поменяйтесь ролями. Также упражняйтесь у зеркала. Ваш Взгляд должен передавать фразу: «Я вижу тебя. Пока я не буду тебя ругать, но не забывай, что сейчас у тебя есть задание.»

Источник: edutopia.org

 

Качество голоса преподавателя

 

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. Голос образуется в гортани: струя выдыхаемого воздуха, проходя через сомкнутые голосовые связки, вызывает их колебания, в результате образуется слабый звук, усиливающийся затем так называемыми верхними резонаторами и приобретающий индивидуальную окраску (тембр).

Чем определяется тембр голоса, из чего складываются индивидуальные окраски? Это мелодика речи (высота тона, его вариативность в пределах диапазона), темп, сила, богатство интонаций и индивидуальные особенности артикуляции. Все эти качества голоса тренируются с помощью специальных упражнений.

К голосу преподавателя предъявляется ряд требований, которые определяются условиями педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

Во-первых, голос преподавателя не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей и должен обладать благозвучностью.

Во-вторых, преподавателю необходимо изменять характеристики своего голоса (в пределах природного диапазона) с учетом ситуации общения.

В-третьих, преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для обучаемых, словом, голос должен обладать полётностью.

В-четвертых, как уже было сказано, голос – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью преподаватель должен суметь внушить обучаемому определенные требования и добиться их выполнения.

Наконец, в-пятых, преподавателю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из сформулированных требований, можно сказать, что важнейшими профессиональными качествами голоса преподавателя являются благозвучность, гибкость, полётность, информативность, выносливость.

Благозвучность голоса (чистота и ясность тембра), как уже отмечалось, во многом определяется природными данными человека. Тем не менее существует возможность тренировки таких качеств голоса, как темп и высота (тон). Темп речи учителя должен быть естественным, средним, но известную гибкость можно развить путем упражнений на замедление и убыстрение своей речи (скороговорки, потешки).

Высота голоса в некоторой степени варьируется изменением регистра. Выделяют грудной (нижний), средний (смешанный) и головной (верхний) регистры. Регистр у каждого человека индивидуален, но, изменяя положение головы (поднимая и опуская), можно изменять и регистр звучания.

Гибкость голоса, т. е. подвижность, связана с умением выбирать такие его характеристики, которые отвечают конкретным условиям общения. Это и изменение высоты голоса в пределах имеющегося диапазона, т. е. объема голоса между предельно доступными каждому самым низким и самым высоким звуками; и адаптивность, т. е. приспособляемость голоса к акустическим условиям, в которых приходится говорить; и помехоустойчивость, т. е. умение преодолевать голосом звуковые помехи (посторонние шумы, разговоры и пр.).

Полётность – одно из необходимейших качеств голоса учителя, которое обеспечивает нормальную слышимость на определенном расстоянии в аудитории. Предварительное условие, обеспечивающее полётность голоса,– психологическая установка преподавателя на общение, чтобы его голос «шел» в аудиторию.

Громкостью (повышенной звучностью) голоса следует пользоваться очень осторожно. К.С. Станиславский говорил о том, что, когда требуется подлинная сила речи, следует забыть о громкости. Преподаватель выбирает в аудитории среднюю силу голоса и никогда не прибегает к повышенной звучности.

Поставленные воспитательные и дидактические цели достигаются учителем с помощью такого качества голоса, как суггестивность, т. е. способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Суггестивность голоса зависит от тембра, а тренируется в процессе отработки выразительной стороны речи, в первую очередь различных интонаций.

Наконец, преподавательский голос должен обладать известной выносливостью, т. е. способностью выдерживать длительную нагрузку. Выносливость обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда определенных требований, важнейшим из которых надо признать гигиену голосовых связок. Если предстоит длительное говорение, следует в самом начале выбрать такую силу голоса, которая не приводит к перенапряжению голосовых связок.

После рабочего дня необходимо в течение нескольких часов по возможности полностью избегать разговоров, пользоваться жестами, мимикой и очень короткими фразами при минимальной звучности. Не следует пренебрегать и общегигиеническими требованиями, о которых говорилось выше.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называют постановкой голоса.

Источник: И. Н. Кузнецов,

Начальная книга практикующего педагога

 

Чем пахнет в вашем классе? 

Запахи играют в нашей жизни огромную роль: они могут быть как благотворным фактором общения, так и препятствовать ему. Существует целая наука – ольфакция. Она изучает язык запахов, то, как они влияют на коммуникацию. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике. Запахи могут надолго сохраняться в памяти людей и активизировать эмоциональную память, поэтому запахи могут использоваться как «якоря» для повторения определенных состояний. Они могут быть катализаторами эмоций, усиливая то или иное эмоциональное состояние. Например, неприятный запах может усилить агрессивность человека. Причем экспериментально установлено, что средне неприятный запах воздействует в большей степени, чем сильно неприятный.

Предлагаем вам несколько советов о запахах, которые можно учесть педагогу:

  • Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
  • Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на их подсознание.
  • Арома-имидж включает в себя запах духов педагога, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
  • Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
  • Запахи обладают и лечебными свойствами:

успокаивают: фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин;

улучшают память: базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон;

активизируют умственную деятельность: сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

Прежде чем решитесь поработать с запахами в классной комнате, узнайте, нет ли у ваших воспитанников аллергии на отдельные ароматы.

Источник: edutopia.org

 

12 признаков профессионала

Педагогическая профессия предполагает многозадачность и выполнение широкого спектра профессиональных ролей. На что надо обращать внимание, чтобы о вас у окружающих складывалось мнение как о профессионале, серьезном и ответственном работнике?

1.Внушите доверие в своих клиентов – учеников и родителей. Создайте хорошее впечатление с первого учебного дня.

2.Всегда приходите на работу вовремя. Профессионал должен понимать, что очень важно начинать день с хорошего. Попробуйте приходить на занятия минимум за десять минут до звонка, чтобы мысленно настроиться на отличный день.

3.Будьте уверены в том, что Ваши примечания, записи на доске и раздаточные материалы представлены красиво, понятно и аккуратно.  

4.Никогда не пропускайте крайний срок сдачи чего-либо. Планируйте свою работу заранее, только любители откладывают работу до последней минуты. 

5.Относитесь с уважением к вашим коллегам. Уважение – обязательная вещь в работе педагога. Как Вы относитесь к другим, так и другие будут относиться к Вам. 

6. Будьте влюблены в свою профессию. Создание отрицательной атмосферы среди педагогов и распространение сплетен – признак непрофессионализма. 

7. Интересуйтесь каждым ребёнком. Чем лучше Вы узнаёте своих учеников, тем больше влияния Вы будете иметь на их отношение к Вашему предмету и на их жизнь в целом. Помните фразу: «Учителя прикасаются к вечности: невозможно представить, где заканчивается их влияние.»

8.Поддерживайте конфиденциальность. Профессиональный педагог использует личную информацию студентов, чтобы помочь ему раскрыть потенциал. Конфиденциальную информацию нельзя обсуждать за чаем в учительской или использовать в качестве оружия против ученика. Информацию, которая обсуждается в учительской и на совещаниях также следует хранить в секрете от учеников.

 9.Поддерживайте своих коллег и администрацию. Идите на разговор. Поставьте нужды учреждения выше Ваших собственных. Помните, что Вы – один человек из целой группы профессионалов у которых одна цель.

10. Ведите себя профессионально на публике. Всегда защищайте свою школу, если кто-то поливает её грязью. Ваше дурное поведение на публике заставляет плохо думать не только об учреждении, где вы работаете, но и о профессии в целом.

 11.Постоянно ищите новую информацию по вашему предмету и делитесь ею с учениками. Ваш энтузиазм по поводу своего предмета будет щедро вознаграждён интересом и вниманием ваших учеников.

 12.Упрощайте свои уроки и облегчайте процесс понимания сложных вещей. Используйте примеры, модели, цветные картинки и фотографии.

 

Источник: wikihow.com