ПОПС-формула как приём обратной связи

Любому педагогу хорошо известно, что для эффективного учебного процесса необходима постоянная обратная связь с обучающимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли?

Здесь педагогу важно определиться с приоритетами:

время,

возможность оценить все же не одного ученика, а опросить хотя бы нескольких,

информативность контроля – мониторинг результативности учебного процесса, важно проследить уровень аналитического, логического мышления или как выполнена воспитательная задача урока.

Поэтому педагогу необходимы такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.

Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний, очень мало. Поэтому они чрезвычайно ценны в повседневной практике учителя.

Неизвестный художник. Учитель и ученики

ПОПС-формула

Этот интерактивный приём направленна рефлексию учащихся. Его автором является профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл и адаптировал «формулу» на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС (Позиция – Обоснование – Пример - Следствие).

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме за короткий временной промежуток. Так, обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Для использования ПОПС-формулы в образовательной практике авторы предлагают начало задавать детям начало предложений:

Формула

Характеристика

Речевая конструкция

Пример

П

позиция

Я считаю, что…»

Тема

«Россия во второй половине XIX в»

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.

О

объяснение

(или обоснование)

«Потому что …».

Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.

П

пример

«Я могу это доказать это на примере …»

Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.

С

следствие (или суждение)

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

 

Для того, чтобы задать общее направление рефлексии обучающихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.

Например.

«Я считаю, что Иван Грозный…»

«Я считаю, что правовое государство…»

и т.д.

Таким образом, у педагога появляется отличная возможность за несколько минут получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, дети учатся выражать собственное мнение и позицию.

 

 

По материалам didaktor.ru

 

 

 

Последние комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь для того, чтобы оставлять комментарии.